И. С. Костарев
Л. В. Мальцева

РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Значение информатизации УВП в профсамоопределении учащихся

В МОУ «СОШ № 4» Дзержинского р-на г. Перми одним из ведущих направлений деятельности школы является информатизация УВП — внедрение новых информационных технологий (НИТ) в различные сферы образовательного процесса, в том числе — в область профориентационной работы.

По данным департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области, более 70% предлагаемых вакансий рабочих мест требуют от потенциальных работников наличия знаний о персональном компьютере и навыков работы на нём. Эти данные показывают, что информатизация УВП — веление времени, её реализация способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Дефиниция профсамоопределения личности учащегося.
НИТ и развитие профсамоопределения школьников

Профсамоопределение (ПСО) — это часть самоопределения личности, сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции учащегося по выбору будущей профессии. Формирование ПСО учащегося — сложный процесс взаимодействия различных индивидуальных свойств человека (биологических, психических, личностных), которые можно совершенствовать, развивать, целенаправленно создавая соответствующую деятельность. Развитие ПСО специально организуется в рамках профориентационной работы.

Таким образом, говоря о роли НИТ в развитии ПСО учащихся, мы проанализируем применение новых информационных технологий в профориентационной работе. Акцент сделаем на использовании компьютерных технологий (КТ) как части НИТ.

Школьный медиацентр — техническая и организационная база для развития профсамоопределения учащихся

Система применения КТ в профориентационной работе реализуется в поле функционирования школьной информационной службы (медиацентра II ступени развития).

Школьный медиацентр является технической и организационной базой, создающей условия для развития ПСО учащихся.

Валеологический аспект применения компьютерных технологий в профориентационной работе

Поскольку развитие ПСО, как было отмечено выше, носит индивидуальный характер, связанный с биологическими, психическими, личностными свойствами ученика, актуализируется валеологический аспект применения компьютера (как инструмента КТ) в профориентационной работе.

В литературе описаны психофизиологические исследования учащихся в процессе их работы за компьютером. Результаты этих исследований свидетельствуют о дифференциации школьников по типу их биологической реакции, которая в значительной мере определяется их психологическим статусом, в частности — уровнем интро- и экстраверсии. Поскольку для интровертов диалог с компьютером объективно более сложен, чем для экстравертов, это следует учитывать при применении КТ.

В нашей школе в целях учёта индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся в рамках профориентационной работы проводится компьютерный вариант теста Люшера. Многократное проведение теста в разные дни позволяет школьному психологу выявить некоторые закономерности в индивидуальных особенностях личности ребёнка.

Компьютер позволяет быстро получить результаты тестирования на экране монитора, сохранить их в текстовом файле, вывести с помощью принтера. Результаты теста психолог анализирует и даёт рекомендации как ученикам, так и исполнителям профориентационной работы.

Таким образом, на основе анализа тестирования по Люшеру проводится подготовка оптимальных условий для дальнейшей индивидуальной работы учащихся по ПСО.

Результаты компьютерного тестирования как основа экспертной деятельности исполнителей профориентационной работы

Нижеперечисленные компьютерные тесты используются нами непосредственно для профориентационной работы.

Компьютерные тесты.

  1. Тест «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно-воспитательном процессе».
  2. Тест школьной тревожности Филлипса.
  3. Шкала поиска ощущений (методика Цукермана).
  4. Опросник Шмишека.
  5. Опросник Айзенка.
  6. Тест возрастающей трудности (методика Равена).
  7. Методика «Исключение понятий».
  8. Простые аналогии.
  9. Сложные аналогии.
  10. Методика «Числовые ряды».
  11. Узнавание фигур.
  12. Коэффициент интеллекта (два теста).
  13. Оценка ваших возможностей сделать карьеру.
  14. Тест механической понятливости.
  15. ШТУР (школьный тест умственного развития).
  16. Тесты по ЕГЭ.

Результаты этих компьютерных тестов служат научной основой экспертной деятельности исполнителей профориентационной работы по психодиагностике для профориентации и профотбора, что, безусловно, положительно влияет на развитие ПСО учащихся.

Эффективность такой экспертной деятельности для массовых обследований определяется, конечно, применением КТ. Проведение и обработка результатов теста переложены на компьютерные программы, учащиеся в большинстве случаев самостоятельно сохраняют информацию в свои личные папки (доступ в которые — только по их индивидуальным паролям), психолог по мере необходимости с руководителем медиацентра и учеником (или без него) может получить информацию о результатах теста для психодиагностики и рекомендаций по ПСО. Всё это позволяет в короткие сроки (2—3 месяца) провести и проанализировать компьютерные тесты для 8—11 классов (150—200 человек).

В случае необходимости психолог может работать с учеником в отдельном кабинете (втором учебном компьютерном классе) и комментировать результаты тестирования из личной папки учащегося, давать советы по ПСО. Такую возможность индивидуальной работы по профориентации предоставляет школьный медиацентр.

Экспертиза по результатам тестирования в значительной степени позволяет снять остроту вопросов по возможным негативным реакциям детей на результаты тестов, обеспечив всех желающих научно обоснованными рекомендациями относительно выбора профессиональной деятельности на основе анализа индивидуальных возможностей каждого.

Благодаря компьютерному тестированию, довольно быстро можно подготовить и дать рекомендации ученикам относительно одной, отдельно взятой профессии, либо помочь ему сориентироваться в многообразии существующих профессий. Поскольку в первом случае проблема решается конкретным анализом требований к психологическим возможностям человека, предъявляемым данной профессией, постольку психодиагностические методики здесь определяются относительно узким набором профессионально значимых для этой области деятельности психических качеств.

Во втором случае психодиагностика для профориентации и профотбора проводится с учётом классификации всего многообразия профессий. Профессии, относящиеся к одному классу, должны предъявлять примерно одинаковые требования к психическим качествам человека.

Известно, что практика профотбора и профориентации показала наиболее удачную классификацию множества существующих профессий по выбору предмета труда в качестве основания. В этой классификации выделяют пять основных групп профессий:

Очевидно, что общий предмет труда в каждой группе профессий предъявляет примерно одинаковые требования к психическим характеристикам человека, пытающегося овладеть одной из них. Поэтому, отталкиваясь от указанной классификации, можно выделить профессионально значимые психические качества.

Анализ используемых нами компьютерных тестов показал, что исследовать личность можно по следующим параметрам.

Параметры личности.

  1. Время реакции.
  2. Устойчивость реакции.
  3. Сила нервной системы.
  4. Логичность мышления.
  5. Качество образной памяти.
  6. Профессиональный интерес.
  7. Степень ориентации мотивации в совместной деятельности на себя.
  8. Степень мотивации в совместной деятельности на задачу.
  9. Степень ориентации мотивации в совместной деятельности на взаимодействие.
  10. Экстраверсия — интроверсия.
  11. Нейротизм.
  12. Достоверность тестирования.
  13. Открытость.
  14. Интеллект.
  15. Стремление к доминированию.
  16. Эмоциональная стабильность.
  17. Беспечность.
  18. Добросовестность.
  19. Смелость.
  20. Чувствительность.
  21. Подозрительность.
  22. Аутизм (мечтательность).
  23. Проницательность.
  24. Гипотимия (чувство вины).
  25. Гибкость поведения.
  26. Самодостаточность.
  27. Самоконтроль.
  28. Фрустрированность (напряжённость).

Именно быстрое получение результатов тестирования с помощью компьютера, часто сопровождаемое диаграммами, позволяет чётко проследить за тем или иным параметром личности. Результаты тестов дают сравнительно всестороннее психологическое описание человека. Это описание включает в себя характеристику его психофизиологических возможностей, уровня развития важнейших психических функций, характеристику направленности мотивации в совместной и профессиональной деятельности, особенности характера и поведения.

Понятно, что своевременная психодиагностика для профориентации и профотбора способствует системному формированию ПСО учащихся, причём, как видим, эффективность такого развития профсамоопределения обусловливается применением КТ.

При широкой совместной деятельности исполнителей профориентационной работы и учащихся внимание учеников акцентируется на знакомстве с профессией психолога, с которым они имеют возможность индивидуально пообщаться и получить консультацию; в этих условиях (и других подобных, связанных с иными профессиями) проявляется опосредованная роль компьютера в развитии ПСО учащихся.

Компьютер на уроках и спецкурсах — инструмент социальной адаптации личности ученика, средство подготовки его к будущей профессии

Изучение КТ в школе даёт выпускникам преимущества на рынке труда перед их более старшими по возрасту конкурентами, готовит подростков к реальной трудовой деятельности в существующих на сегодняшний день социально-экономических условиях.

Также применение КТ в УВП приобщает учеников к фонду накопленного знания. При этом компьютер дает возможность наиболее быстрого поиска необходимой информации, позволяет ознакомиться с библиографией той или иной проблемы, выбрать материал по интересующему аспекту, в целом научиться ориентироваться в познавательном пространстве изучаемого предмета.

Компьютер обеспечивает визуализацию изучаемого материала и в этом смысле является эффективным наглядным пособием. Видеоизображение в сочетании со звуковым сопровождением активизирует эмоциональную сферу ученика, а значит, способствует наилучшему усвоению материала урока.

Кроме того, овладение компьютером как средством ориентирования в информационном пространстве различных областей знания способствует социальной адаптации личности ученика и готовит его к будущей профессиональной деятельности. В этом смысле компьютерные технологии обучения помогают профориентации школьника, развивают его ПСО.

Использование компьютера на уроках в той или иной степени реализует интегративный подход в обучении.

Используемые в нашей практике функции компьютера на уроках представлены в таблице 1.

Таблица 1. Функции компьютера на уроках
Компьютер на уроках
Объект (предмет) изучения
Средство формирования пользовательских и алгоритмических навыков
Средство для демонстрации изучаемых объектов
Справочная система, средство использования электронных документов
Средство научной организации труда, инструмент исследования
Инструмент общения
Инструмент контроля знаний

В старших классах по физике, математике, информатике применяется технология интегрированного обучения с широким использованием КТ. Интегрированное обучение рассматривается нами как один из способов подготовки школьников к вузу.

При интегративном подходе к обучению нередко приходится обращаться к элементам вузовской программы по математике и физике, что даёт учащимся некоторое представление о характере учебных курсов в высшем учебном заведении и позволяет проводить профориентационную работу.

Компьютерная постановка эксперимента, вмешательство в ход моделируемого процесса, изменение его начальных условий для проверки истинности конечного результата — это и многое другое позволяет развивать у школьников элементы научно-исследовательской деятельности, приобщать их к будущей экспериментальной работе в вузе.

Таким образом, развитие ПСО учащихся в старших классах по физико-математическому профилю во многом зависит от применения КТ на уроках и спецкурсах по физике и математике.

Наряду с этим, уроки и факультативы по информатике, уроки по КТ и практикуму пользователя персонального компьютера дают непосредственное практическое знакомство с элементами некоторых направлений профессиональной деятельности. Перечислим эти области профессиональной деятельности:

Кроме того, в профориентации важно, что с помощью компьютера и КТ можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных организаций. Например, систематическая работа учащихся в локальной и глобальной сети с проведением политики информационной безопасности (работа с паролем), электронной почтой, телеконференциями показывает схему деятельности какой-либо фирмы, организации — это материальная модель. Для исследования работы какой-либо фирмы можно использовать информационную модель на основе, предположим, базы данных (или другой основе).

При реферативной работе учащиеся могут изучить все аспекты какой-либо профессии и презентовать её с помощью КТ. Создание электронной презентации, к примеру, своей будущей профессии — это уже достаточно осознанный выбор, говорящий о высоком уровне ПСО. В нашей практике такие рефераты с презентацией профессий учащиеся защищают уже не первый год.

Значение компьютерных технологий в развитии профсамоопределения учащихся

Подведём краткий итог реализации роли КТ в развитии профессионального самоопределения личности учащихся.

1. Информатизация УВП.

Степень задействования КТ в профориентационной работе определяет уровень развития ПСО учащихся. Информатизация УВП способствует профcамоопределению учащихся. На сегодняшний день в школе есть техническая и организационная база для повышения уровня его развития.

2. Конкурентоспособность на рынке труда.

Выпускники школы могут быть конкурентоспособными на рынке труда. Немалая доля этого успеха принадлежит компьютерным технологиям, которые формируют профсамоопределение, не зависимое от конкретной профессии.

3. Индивидуальный подход.

Применение КТ, с одной стороны, обеспечивает массовость обследования по психодиагностике для профориентации и профотбора, с другой,— индивидуальный подход к каждому ребёнку. Значит, вероятность повышения уровня развития ПСО для каждого школьника значительно возрастает.

4. Оптимизация ПСО.

Применение КТ автоматизирует процесс тестирования, обучения, даёт возможность работы с большими массивами информации (в том числе из Интернет) как для исполнителей профориентационной работы, так и для учащихся. Экономится время тестирования и поиска нужных сведений, к тому же создаётся психологический комфорт при работе за компьютером. Школьник не ограничен в выборе необходимого материала, у него нет проблемы длительного поиска новых (и свежих) знаний, поэтому не будет застоя в становлении ПСО. Можно сказать, что развитие учащихся в аспекте готовности к профессиональному выбору оптимизируется.

5. Повышение заинтересованности учащихся в выборе профессии.

Компьютер предоставляет широкие возможности придать выводимой текстовой, графической, звуковой, видеоинформации привлекательный вид, часто процедура работы с той или иной программой выглядит как игровой процесс — всё это создаёт эмоциональный подъём у пользователя, повышает интерес к конкретному виду профессиональной деятельности, значит, способствует развитию ПСО подростка.

Библиография

  1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  2. Губанов А., Гузеев В. Проблемы разработки ЭС для профориентации и профотбора. // ИНФО. — 1992. — № 3—4.
  3. Занимательная психология. Тесты для детей и родителей. // Компакт-диск ООО «МЦФ». — 1999. (Адрес в Интернет: www.iddk.ru).

2003 г.


Костарев И. С. Мальцева Л. В.

E-mail
gcon51@pstu.ac.ru
school4@psu.ru









На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz