Костарев И. С.

Костарев Игорь Савельевич


Костарев Игорь Савельевич — учитель информатики, математики, физики. Образование — высшее. Стаж педагогической работы — с 1979 года. В МОУ "СОШ № 4" работает с 1988 года.

Ведёт уроки на всех ступенях обучения, обладает высоким педагогическим мастерством. Награждён значком "Отличник народного просвещения"; поощрён премией администрации Дзержинского района г. Перми в области образования за реализацию новых подходов к обучению предметам естественно-математического цикла, за разработку программы обучения информатике в гуманитарных классах, высокую результативность при внедрении концепции интегрированного обучения; учителю объявлены: благодарность ПОИПКРО за доклад «Интегративный подход в преподавании математики»; благодарности Дзержинского РУО за качественную и профессионально грамотную работу в районной экспертной группе; активное участие в подготовке и проведении V традиционной выставки учебных заведений и вакансий рабочих мест «Образование и карьера 2003»; аттестован на высшую категорию в 1994 году.

И. С. Костарев является автором собственной концепции интегрированного обучения, основанного на существенном развитии и углублении межпредметных связей. В своей концепции обосновал новый подход к обучению предметам естественно-математического цикла, предложив программу спецкурса «Интегрированное обучение физике, математике, информатике» («ИОФМИ») и разработав критерии уровня подготовки учащихся. Практическую направленность интегрированных уроков значительно усиливает использование компьютеров, что повышает результативность уроков, способствует эффективному развивающему обучению.

Программа интегрированного курса апробирована в специализированных классах, на протяжении ряда лет реализуется в группах по выбору учащихся, в адаптированном варианте применяется в общеобразовательных классах.

Учитывая специфику интегрированного обучения, И. С. Костарев работает по лекционно-зачётной системе, внедряя контрольные компьютерные тесты, применяя групповое обучение с привлечением консультантов-учащихся. Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся проходит через всю систему работы учителя.

О результатах интегрированного обучения можно судить по требованиям к уровню подготовки учащихся по спецкурсу «Интегрированное обучение физике, математике, информатике». Анализ работы учителя показал, что его учащиеся понимают идеи интеграции, владеют методами математики, физики, информатики в решении рассматриваемых проблем, исследовании реальных процессов. Компьютерные программы, созданные учащимися на базе интегрированного обучения, занимают значительное место в школьном банке компьютерных программ. Заметно возрастает интерес учащихся к предметам, которые ведёт учитель, повышается качество знаний.

Внедрение интегрированного обучения в общеобразовательный курс происходит органично, является оправданным и необходимым дополнением к действующим учебным программам, поскольку создаёт хорошую базу для углублённого изучения предметов и развивает научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Ежегодно 25—45% учащихся выпускных классов выбирают экзамен по предметам, которые ведет И. С.Костарев, и практически все они поступают в вузы, сдавая математику, информатику, физику.

Проверка работы (качество преподавания, функционирование кабинетов, контрольные тесты, экзамены и т. д.) подтверждает хорошие и отличные результаты в профессиональной деятельности учителя. Так, ежегодно качество обучения выпускников 9, 11 классов по компьютерным технологиям (КТ) составляет более 90%; при участии в Региональном эксперименте по проведению экзамена по выбору на основе тестирования в 2001 г. получены следующие результаты в 11 классах: по алгебре и началам анализа качество обучения — 85,7%, выполнение стандарта — 100%; по физике качество обучения — 75,0%, выполнение стандарта — 100%; письменный экзамен по алгебре и началам анализа (в 2001 г.) показал качество обучения 85,3% при выполнении стандарта в 100%.

В авторской концепции ИОФМИ учитель отмечал, что интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования. В настоящее время, благодаря усилиям И. С. Костарева, такой переход осуществляется не только в рамках учебной деятельности: все области образовательного процесса ОУ (учебная, воспитательная, педагогическая, управленческая, службы сопровождения деятельность), охвачены информатизацией на базе школьного медиацентра (школьной информационной службы (ШИС)).

Учитель не ограничился рамками только своих предметов. И. С. Костарева можно по праву назвать учителем-универсалом, учителем-исследователем. В каждом новом направлении работы, которое преподносит школьная жизнь, И. С. Костарев по-настоящему творчески, с высоким профессионализмом находит интересные, неординарные пути решения возникающих проблем.

Медиацентр, которым руководит учитель, является технической и организационной базой процесса информатизации УВП школы. Работа ШИС основывается на концепции, разработанной И. С. Костаревым. Он умело руководит применением КТ не только на информатике, но и на уроках математики, физики, русского языка, литературы, биологии, истории, обществознания, химии, во внеклассной работе.

В рамках ШИС создаются электронные документы не только для школы, но и для района.

И. С. Костаревым разработана и реализуется Концепция роли КТ в развитии профсамоопределения учащихся, создана школьная видеостудия по производству фильмов с применением цифровых технологий.

Все эти новые направления работы, которые реализуются учителем, подчёркивают его высокий профессионализм, мастерство, творческие качества личности.

Свой богатый исследовательский опыт учитель щедро передаёт детям. Учащимися старших классов создаются модели реальных процессов; эти компьютерные программы и ситуации, описываемые ими, служат объектом исследования школьниками, используются как демонстрационный материал, как наглядные средства обучения на уроках физики, математики, информатики.

Занятия по информатике ведутся на всех ступенях обучения.

Для начальных классов И. С. Костарев разработал и внедрил компьютерную поддержку уроков информатики по программе «Школа 2100». В рамках дополнительного образования реализуется созданная учителем программа «Информационная культура и развивающие компьютерные игры».

В 5—9 классах ведутся факультативы по информатике; начиная с 7 класса, осуществляется прохождение базового курса.

В старших классах изучаются языки программирования Бейсик и Паскаль, современные компьютерные технологии. По физике, математике, информатике систематически применяется технология интегрированного обучения с широким использованием КТ. Интегрированное обучение учитель рассматривает как один из способов подготовки школьников к вузу.

При интегративном подходе к обучению И. С. Костарев нередко обращается к элементам вузовской программы по математике и физике, что даёт учащимся некоторое представление о характере учебных курсов в высшем учебном заведении и позволяет проводить профориентационную работу.

Компьютерная постановка эксперимента, вмешательство в ход моделируемого процесса, изменение его начальных условий для проверки истинности конечного результата — это и многое другое позволяет учителю развивать у школьников элементы научно-исследовательской деятельности, приобщать их к будущей экспериментальной работе в вузе.

На III ступени обучения в образовательной области «Технология» внедрены и успешно ведутся по разработанной И. С. Костаревым программе «Основы компьютерных технологий и практикум оператора персонального компьютера».

Занятия по информатике, технологии, на спецкурсах ИОФМИ дают учащимся непосредственное практическое знакомство с элементами некоторых областей профессиональной деятельности, таких, как программирование, графический дизайн и анимация, Web-дизайн, делопроизводство, сетевое администрирование, монтажные работы (сборка компьютера, соединение локальной сети) и др.

Кроме того, с помощью компьютера и КТ учитель создаёт такие ситуации, что школьникам можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных организаций. Например, систематическая работа учащихся в локальной и глобальной сети с проведением политики информационной безопасности (работа с паролем), электронной почтой, телеконференциями показывает схему деятельности какой-либо фирмы, организации (в этом случае учитель предлагает учащимся материальную модель). Для исследования работы какой-либо фирмы учитель использует также и информационные модели на основе баз данных (и других основах).

Два действующих кабинета информатики постоянно пополняются новым оборудованием и наглядными пособиями, создана обширная медиатека компьютерных программ и электронных документов. Использование Интернет и электронной почты в учебно-воспитательном процессе позволяет оперативно получать для работы необходимую информацию.

И. С. Костарев осуществляет связь с ПГУ по использованию КТ в учебном процессе. Совместно с преподавателями ПГУ разработал программу обучения информатике в гуманитарных классах, которая была внедрена в специализированном классе. Продолжается совместная деятельность И. С. Костарева с кафедрой русского языка и стилистики ПГУ. В русле интегративного подхода работает над научно-исследовательской темой «Развитие критического мышления у школьников» под руководством профессора ПГУ М. П. Котюровой.

И. С. Костарев участвует в работе различных конференций, имеет печатные статьи. В 1999 году выступил с докладами на Всероссийской научно-практической конференции «РЕГИНФОРМ-99», Международной научно-методической конференции «Университеты в формировании специалиста XXI века» по проблемам применения КТ в образовательном процессе; в 2001 году принимал участие в Международной научной конференции «Лингвокультурологические и информационные проблемы толерантности» на базе Уральского государственного университета (г. Екатеринбург) по реализации совместного научного проекта кафедры русского языка и стилистики ПГУ и И. С. Костарева по теме «Разработка гипертекстов для дистанционного обучения».

И. С. Костарев ежегодно проводит семинары и открытые уроки, обучает педагогов применению КТ. В течение последних трёх лет активно пропагандирует идеи технологии интегрированного обучения и реализации информатизации УВП для учителей информатики, математики, физики, завучей Дзержинского района. Опыт работы Костарева И. С. обобщён и представлен в Банке педагогической информации ОЦПИ и используется учителями школы, района, города и области.

На протяжении ряда лет И. С. Костарев является руководителем районной экспертной группы по информатике.


КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья
РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА
НА УРОКАХ И СПЕЦКУРСАХ

КОНЦЕПЦИЯ КОСМИЧЕСКОГО РАЗУМА


E-mail
gcon51@pstu.ac.ru
school4@psu.ru









На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz