Профсамоопределение учащихся


И. С. Костарев

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА
НА УРОКАХ И СПЕЦКУРСАХ


Компьютер — объект (предмет) изучения

  1. Изучение физических принципов работы различных компонентов компьютера (клавиатуры, мыши, системного блока, монитора, акустической системы, принтера, сканера). Изучение отдельных физических явлений и законов на реальных компонентах компьютера. Углубленное изучение тем по физике: «Электризация», «Полупроводники», «Магнитное поле», «ЭМ индукция», «Цифровые и аналоговые ЭМ колебания», «Лазер», «Фотоэффект».

  2. Изучение физических основ работы отдельных компонентов компьютера с помощью компьютерных программ. Использование приложения Windows — Системный монитор — для исследования работы процессора и оперативной памяти, исследование зависимости скорости работы компьютера (в частности, цикла) от тактовой частоты процессора, определение длительности шага цикла.

  3. Снятие осциллограмм с различных компонентов компьютера во время их работы.

  4. Сведение компьютерных операций к двоичным операциям сложения и булевой алгебре.

  5. Изучение роли компьютера как социального фактора в жизни общества.

Компьютер — средство формирования пользовательских и алгоритмических навыков

  1. Формирование пользовательских и алгоритмических навыков не только на уроках информатики.

  2. Решение одной и той же задачи различными учебными и профессиональными компьютерными исполнителями алгоритмов.

Компьютер — средство для демонстрации изучаемых объектов

  1. Демонстрация электронной графики, анимации, видео.

  2. Использование демонстрационных компьютерных программ.

Компьютер как справочная система, средство использования электронных документов

  1. Использование компьютерных энциклопедий, справочников, в том числе по пяти типам профессий.

  2. Использование медиатеки учебных текстов и других документов, в том числе профессиограмм.

Компьютер — средство научной организации труда, инструмент исследования

  1. Приобщение учащихся к постановке научной проблемы, к научно-исследовательской деятельности.

  2. Создание компьютерных моделей реальных процессов.

  3. Работа и эксперимент на компьютерных моделях реальных процессов.

  4. Создание различных электронных документов и компьютерных программ.

Компьютер — инструмент общения

    Использование технологии Internet/intranet.

  1. Двусторонний, многосторонний режим общения в телеконференции, чате.

  2. Электронная почта.

Компьютер — инструмент контроля знаний

  1. Решение задач в интерактивном режиме.

  2. Компьютерное тестирование.


Особое место в применении компьютера на уроках занимает моделирование, которое, на наш взгляд, является эффективным средством интегрированного обучения. В нашей практике широко апробировано компьютерное моделирование реальных физических и математических процессов.

Интегрированное обучение основано на комплексном, системном объединении вопросов из различных учебных дисциплин с целью углубленного изучения познавательных проблем, их всестороннего исследования. Интеграция способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность широкого применения естественнонаучного метода познания, формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики, обобщенные умения и навыки, расширяет кругозор учеников, способствует реализации их творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению основного программного материала в новых, нестандартных условиях.

Интегрированное обучение любым предметам становится на порядок эффективнее, если в него включается компьютер. Остановимся на одном из применений компьютера в учебном процессе — создании и использовании моделей реальных физических и математических ситуаций.

Компьютерное моделирование вызывает живой интерес учащихся, максимально способствует раскрытию их творческого потенциала, кроме того, позволяет использовать полученную модель как аналог экспериментальной установки, в которой можно менять условия опытов, вмешиваться в ход процесса. Компьютерные модели во многом могут заменить лабораторию для исследования окружающего мира. Причем замена происходит на основе математической модели, описывающей реальные взаимосвязи изучаемых объектов, а значит, виртуальные образы «ведут себя», как в жизни, сохраняя при этом системные отношения.

Любая проблема в интегрированном обучении рассматривается комплексно, с различных точек зрения, ведется поиск альтернативных путей ее решения, что находит воплощение в компьютерной программе как результате исследовательской деятельности учащихся.

Даже простое перечисление некоторых проблем, исследуемых с помощью компьютера, дает, на наш взгляд, представление о разнообразии и возможностях его применения на интегрированных уроках:

Это, конечно, далеко не полный перечень того, с чем можно экспериментировать с помощью компьютера, причем приведены лишь примеры ситуаций, для которых создаются алгоритмы совместно с учащимися. Но не менее широко для обучения и контроля знаний применяются пользовательские мультимедийные лицензионные модели реальных процессов. Важно подчеркнуть, что при интегрированном обучении соединение тем из различных отраслей знаний, предполагающее углубление межпредметных связей, не должно быть искусственным; напротив, такой синтез должен преследовать цель всестороннего изучения поставленной проблемы, содержать элементы научного исследования.

Динамическая ситуация, развивающаяся на экране монитора, не связывает свободу мышления, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим, может привести ученика к открытию, дает адекватное представление о реальных событиях. Экспериментирование с компьютерной моделью помогает понять сущность иногда достаточно трудной для школьника задачи, определяет эвристический путь создания алгоритмов.

Интегративный подход к анализу явлений, формируемый у учащихся в процессе обучения, позволяет им вести многоплановый поиск сценариев их будущих компьютерных программ, самостоятельно решать большое количество задач, связанных с моделированием физических и математических процессов.

При интеграции создаются определенные шаблоны, схемы, на основе которых практически все школьники могут достичь определенных успехов, испытать радость собственного открытия, пусть даже иногда просто воспроизвести похожий результат.

Наш многолетний опыт работы по авторской программе показал, что идеи и методы интегрированного обучения эффективны и плодотворны в школьном учебном процессе. Компьютерные технологии как компонент интеграции по своему характеру достаточно интересны учащимся и создают предпосылки для серьезного творчества школьников.


E-mail
gcon51@pstu.ac.ru
school4@psu.ru









На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz