Из истории МОУ «СОШ № 4»

Первое здание школы


Нашей школе в 2003 году исполнилось 55 лет. Свою историю школа начала в 1948 году, в третий послевоенный год. Тогда она была начальной школой и насчитывала 740 учеников и 18 учителей. Располагалась в Когановичском районе г. Молотова на ул. Зои Космодемьянской, в доме № 10 (ныне — ул. Кисловодская, 13). В 1955 году для школы построили новое здание, единственное на Старом Плоском поселке. С 1988 года школа стала десятилетней, до этого с 1951 года была семилетней, затем восьмилетней. Сегодня в 21 классе обучается более 500 учащихся, преподает 34 педагога.

Здание школы

Школа наша небольшая, по образцу английских семейных школ. Учителя с большим стажем и директор Г. Н. Козловских учат третье поколение учеников: они учили их родителей, хорошо знают бабушек и дедушек сегодняшних учеников. Отличное знание микрорайона и социально-психологических особенностей каждой семьи помогает успешно решать многие проблемы, связанные с посещаемостью, учебой и поведением детей.

Так как школа небольшая, все дети на виду. Среди учащихся нет драк, насилия, издевательства, тем более употребления алкоголя и наркотиков; пресекается курение. Подростки с девиантным поведением находятся под пристальным вниманием социального педагога и директора. Родители, отдавая своего ребенка в нашу школу, могут быть спокойны за его физическое и моральное благополучие. А это ли не один из главных критериев при выборе школы, где ребенку предстоить прожить 11 лет?

За последние годы школа не потеряла ни одного ученика из старших классов, наоборот, она приняла более 50 учащихся из других школ города, что говорит о престиже нашего образовательного учреждения. Больше половины учащихся поступают в вузы, число желающих пролучить высшее образование растет из года в год: с 17 человек в 1991 году до 33 человек в 2002 году. 10% старшеклассников посещают подготовительные курсы при университетах, 40% учатся в центрах развития и творчества. Выпускники школы за последние годы стали более конкурентноспособными.

На I ступени созданы классы развивающего ("Школа 2100") и компенсирующего обучения. В школе III ступени учащиеся имеют возможность обучаться по выбору на спецкурсах по естественно-математическому и социогуманитарному профилям. В школе имеются два компьютерных класса. Компьютеризация школы началась в 1989 году. За прошедшие годы сменилось 4 типа компьютерной техники благодаря совместным усилиям директора школы Г. Н. Козловских и учителя информатики, математики, физики И. С. Костарева. Сегодня используются компьютеры с процессорами Intel Celeron, Intel Pentium II, Intel Pentium 4. В школе функционирует медиацентр, в локальную сеть которого включены компьютеры кабинетов информатики, директора, завучей, бухгалтерии и библиотеки. Информатизацией охвачены все ступени обучения. Кроме информатики, компьютеры применяются также на уроках математики, физики, биологии, химии, русского языка, литературы, истории, во внеклассной работе. На III ступени ведется предмет "Основы компьютерных технологий и практикум пользователя персонального компьютера". Учащиеся имеют возможность работать в Интернет. С самого начала и по сегодняшний день информатизацией образовательного процесса руководит учитель высшей категории И. С. Костарев.

В 1991 году под руководством А. Е. Шкляевой, в то время — завуча по научной работе, была создана и успешно работала Школа духовной культуры, которая должна была помочь учителю перестроиться, обновить свое сознание, овладеть новыми гуманистическими идеями, стать таким человеком, который способен духовно, а не только дисциплинарно влиять на учеников.

В 1993 году был выпущен школьный альманах "Свободный ум" (издательство — Школа духовной культуры) под редакцией А. Е. Шкляевой. Сборник имел тираж 1500 экземпляров и был рассчитан на учителей, учащихся и родителей. Журнал предоставлял учителям и учащимся возможность для самовыражения, показал общественности творческое лицо школы, привлек внимание к ее проблемам и перспективам.

Богата и содержательна культурная жизнь школы. Мы считаем, что она не менее важна, чем образовательная, так как тоже воспитывает в ребенке тягу к красоте, общению и творчеству, выявляет и реализует творческий потенциал детей. В школе сложились культурные традиции, вехами которых мы считаем следующие праздники: День знаний, День лицеиста, научно-практическая конференция учащихся, КВН, день самоуправления.


День знаний

День знаний (1 сентября) — один из главных школьных праздников, день возвращения детей в школу после летней разлуки, день знакомства со школой для новичков и первоклассников. В этот день цель педагогов — влюбить детей в школу, дать почувствовать, что им здесь будет хорошо, комфортно, весело, интересно, что школа — это жизнь, живая, разнообразная, богатая событиями и смыслом.

Какой встречает детей школа? Она неузнаваемо похорошела, и после летнего ремонта школа-красавица блистает какой-то особой элегантностью, восхищают и радуют картинная галерея, литературный салон, два компьютерных класса, евроремонт во всех кабинетах, мягкая мебель... "Наша школа — просто сказка",— говорят дети.

Школа небольшая, уютная, "домашняя": можно посидеть в перемену на мягких диванах, полистать журналы в тишине нового читального зала, собраться в столовой у телевизора, распивать чай со свежей сдобой, дух которой разносится по всей школе, поделиться летними впечатлениями, попеть под караоке...

Но это не все. Каждого в этот день ждет праздник-театр. Директор выезжает на белом коне в сопровождении своей королевской свиты или мчится на автомобиле, "Антилопе гну", в сопровождении компании: Остапа Бендера, Шуры Балаганова и Паниковского — или выплывает на "Корабле Знаний", на ракете... Разыгрывается великолепное представление... Каждый год — новый сюжет и новые герои. Публика реагирует восторженно!

Директор на колеснице

Директор на колеснице

Все это делается директором и педагогами сознательно: с праздника, с радости и веселья нужно начинать новый трудный учебный год. А кроме того, дети и родители в этот день — наши гости, а для гостей надо постараться.

1 сентября новых педагогов знакомят с кредо учителей школы, которое включает следующие главные принципы.

Главные принципы


День лицеиста

Когда дворник убирает со школьного двора последнюю пеструю листву, когда осенние лужи затянутся тонким ледком, а воздух станет прозрачней и звонче, школа начинает готовиться к светлому и любимому празднику — Дню лицеиста. Этот день, 19 октября, мы посвящаем А. С. Пушкину и Царскосельскому лицею — колыбели поэта.

Вся школа как будто светится изнутри, то здесь, то там звучат волшебные пушкинские строчки, которые повторяют перед выступлением наши лицеисты. Не все ученики удостаиваются чести стать лицеистами, а только те, кто отличился в учебе, культурной и общественной жизни школы. И только лучшие учителя дают им в этот день уроки по литературе, философии, МХК, музыке, живописи. Применяется компьютер, помогающий красочно и музыкально ощутить дух пушкинской эпохи. Эти уроки прекрасны! Они тонко и ненавязчиво учат детей главному нравственному завету, который оставил нам поэт: "ненарушимой благосклонности ко всем и ко всему", ненарушимой симпатии, состраданию каждому, принятию человека с его особыми взглядами, с его образом жизни и привычками, т. е. правом на индивидуальность. Этому учит наш первый поэт, а учителя на лицейских уроках учат старшеклассников осознавать эти заветы и усваивать их.

Участники лицейского урока

Участники лицейского урока


Научно-практическая конференция учащихся

Ежегодная научно-практическая конференция — одно из самых значимых событий в школьной жизни. Ее с нетерпением ждут и учителя, и ученики. Конференция — это шанс открыть для себя новые возможности в учебе, новые пути в познании мира. Ученики начинают готовиться к конференции за год, выбирают исследовательские темы, которые их интересуют или пригодятся в дальнейшей учебе как в школе, так и в вузе. Секций на конференции предостаточно: по истории и философии, литературе, физике, математике и информатике, иностранным языкам. Каждый выбирает то, что ему интересно. А если ученик не готов к серьезной исследовательской работе, то он может представить доклад или просто послушать выступления на различных секциях. Если его заинтересует какая-либо тема, он может заняться ею на следующий год. Многие занимаются своим исследованием по два—три года, а потом продолжают его в вузах в виде курсовых работ. Ребята, которые принимают участие в конференции, приобретают бесценный опыт работы с информацией, познают основы научного анализа и учатся писать исследовательские работы под руководством квалифицированных педагогов-наставников.

Конференция обычно проходит 3 дня. За это время заслушивается и обсуждается 50—60 докладов учащихся. Темы самые разнообразные — от философских изысканий до исследования какого-либо явления в математике, физике, биологии, химии и т. д. При этом широко применяются компьютерные технологии как в подготовке к защите рефератов, так и в выступлении учащихся на конференции.

Примеры некоторых тем исследований учащихся

Защита реферата на секции физики, математики, информатики

Защита реферата на секции физики, математики, информатики

Нельзя не сказать о самом зрелищном моменте конференции — ее торжественном театральном открытии. Кто только не посещал нашу школу за эти годы: древнегреческие музы и восточные шахи, одесские джентльмены и бродячие маги — все они побывали в нашей школе и восхищались умом участников конференции.

В итоговый день конференции мы стараемся наградить всех достойных, отличившихся — достаем самые лучшие книги современных авторов: Л. Улицкой, Л. Петрушевской, М. Вишневецкой, В. Маканина, всех букеровских лауреатов,— чтобы дети знали и любили современную литературу.


КВН

С 1995 года мы играем в КВН. С чего же все началось? Наверное, с исторических турниров, которые проводились в нашей школе в начале 90-ых годов. Турниры были призваны повысить интерес учащихся к истории, проверить знания учеников в легкой, игровой манере. От участников требовались не только глубокие знания истории, но и смекалка, чувство юмора и артистическая жилка. Потом, по инициативе директора школы Г. Н. Козловских, эти турниры переродились в ежегодный чемпионат по КВН между учителями и учениками. А вскоре стало доброй традицией играть в КВН.

Участники КВН

Участники КВН

Для чего же проводится КВН? Не разумнее ли потратить это время на учебу? Нет. Эти игры, которых ждут весь год, помогают сблизиться учителям и их подопечным, открыть в тех и других новые таланты, установить чисто человеческие отношения между взрослыми и детьми — это является основой основ всего педагогического процесса. Первого апреля все равны перед смехом. Так что: "Виват, КВН!"


День самоуправления

Раз в год наступает день, которого ждет вся школа, день, в который все переворачивается с ног на голову,— День самоуправления. В этот день в школу первыми приходят дети, а не учителя. Дети пишут на досках формулы, развешивают карты, заполняют классные журналы, готовятся к проведению своих уроков. С 8 ч. 30 мин. в школе проводится торжественная линейка, на которой "директор"-старшеклассник представляет ученикам их новых "учителей", "классных руководителей", "завучей". Учебный день под "руководством" детей начинается. 30 учеников ведут в этот день уроки, и тем из них, которым раньше казалось, что это легко, предоставляется возможность испытать на себе, что такое расшалившийся класс, разговоры, которые мешают учителю говорить. Для учителей в этот день проводятся уроки по современной литературе, психологии, философии, истории религии.

Зачем мы делаем раз в год такой "переворот"? Учителя имеют возможность почувствовать себя учениками. Для детей создаются необходимые условия, чтобы они могли испытать чувство ответственности, самостоятельности и свободы, которые неотрывны от профессии учителя; познать ту радость, тот подъем, который испытывает человек, когда передает свои знания другому. Еще этот день убеждает в возможности углубления диалога между взрослыми и детьми.


Всю трудную, полную забот и усилий жизнь школы держит на себе коллектив педагогов во главе с директором Г. Н. Козловских. Коллектив педагогов — это высокообразованный, творческий, сплоченный союз единомышленников, учителя нового времени с высокой общей культурой, владеющие передовыми технологиями, знающие науку о человеке, понимающие особенности развития детей разного возраста, их внутренний мир, мотивы поведения, любящие свой труд, способные работать с полной самоотдачей. Сегодня в школе работают только те, кто действительно любит детей и чувствует призвание к учительскому труду.

Школой с 1990 года руководит Галина Николаевна Козловских.

Козловских Г. Н.

Козловских Г. Н.

Это яркая, исключительная личность, обладающая высоким профессионализмом, неиссякаемой энергией, работоспособностью, организаторским талантом и прекрасными душевными качествами. Прирожденный лидер. К ней идут с любой проблемой и бедой. Она всегда поможет. Под руководством Г. Н. Козловских школа стала для детей и взрослых вторым домом: здесь для всех гарантированы защищенность, безопасность, комфорт и благополучие. Учащиеся получают качественное образование.


E-mail
gcon51@pstu.ac.ru
school4@psu.ru









На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz