Школа духовной культуры


Из журнала «Христианский учитель»


ОСНОВЫ УЧИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

Каждый учитель знает, что педагогическая работа не сводится к тому, чтобы стоять перед классом и сообщать учащимся какую-то информацию. Помимо учебного предмета, учителя дают ученикам нечто, благодаря чему в их жизни происходят большие изменения.

Профессия учителя очень древняя, у каждого учителя за плечами тысячелетний опыт предшественников. Вспоминая школу, мы обычно выделяем тех учителей, которые оказали на нас наибольшее влияние. Давайте поговорим о том, как должен относиться учитель к своей работе, о некоторых деталях, которые вначале могут показаться малозначительными, но с течением времени приводят к большим изменениям в жизни учеников и в жизни самих учителей.

Давайте подумаем и ответим себе: к какому типу учителей принадлежим мы сами? Что для нас является более важным: наш учебный предмет или наши ученики, их жизнь? Считаемся ли мы с ними как с личностями? Знаем ли мы своих учеников так же хорошо, как свой учебный предмет? Любим ли мы своих учеников, готовы ли мы отложить все свои дела, чтобы заниматься их проблемами?

В нашем распоряжении всего лишь несколько лет, в течение которых мы можем воздействовать на учащихся, воспитывать их, формировать их ум и готовить к тому, чтобы они трудились на благо общества. И если мы как учителя не выполним нашу роль в жизни учащихся, то увидим, как в течение нескольких дней погибнет то, что создавалось годами.

Учителя, которые отдаются работе всем своим сердцем, рассматривают своих учащихся как свою личную цель, как главный смысл своей работы и жизни. Если бы не было учащихся, то не было бы нужды в учителях. «Я учитель только потому, что у меня есть ученики. Каждого ученика я рассматриваю как уникальное сокровище, которое доверено мне лишь на некоторое время. В течение этого времени мне предоставлена привилегия вкладывать мою мудрость, мои знания, мой опыт в сознание этих учащихся с тем, чтобы они как можно лучше выполняли свою жизненную роль, пытались изменить жизнь к лучшему»,— так может сказать настоящий профессионал своего дела. Что вам говорит ваше сердце: вы преподаете тему, предмет или же вы образовываете своих учеников? Вы рассматриваете их как препятствие к чему-то более приятному, или же они — смысл вашей жизни? Пытаетесь ли вы установить дистанцию между собой и учащимися или, наоборот, стараетесь быть как можно ближе к ним? Имеете ли вы дело с учащимися только в течение занятий, или постоянно помните о них?

Очень многое зависит от того, что вы ожидаете от своих учеников, какими вы их видите. Ученики, как правило, оправдывают наши ожидания: если мы ожидаем от них чего-то дурного, они и на самом деле начинают вести себя плохо; если мы доверяем им, не сомневаемся в их достоинствах — тогда они становятся лучше во всех отношениях.

Если мы хотим, чтобы наши ученики нас не подвели, чтобы они показали лучшие результаты, мы должны дать им понять, что мы ждем от них очень много, что мы уважительно относимся к ним, видим в них достойных людей. Если же мы отнесемся к нашему ученику как к потенциальному хулигану, он и станет вести себя, как хулиган.

Давайте будем подходить к нашим ученикам, как к умным, добросовестным людям. Будем с любовью и надеждой смотреть на них, думать, что они станут большими людьми; тогда они, несомненно, смогут показать себя с лучшей стороны. Мы должны внушить нашим ученикам, что они обладают огромным потенциалом, что в будущем они обязательно осуществят свои мечты.

Среди наших учеников могут оказаться будущие лидеры страны, президенты. Наши ожидания должны быть самыми большими, только тогда мы сможем развить все то хорошее, что потенциально заложено в каждом ученике.

Таким образом, конечный результат нашей работы — это наши ученики. Если они изменяют свое отношение к жизни благодаря нашему позитивному отношению к ним, они затем соответствующим образом изменяют и саму жизнь.

Быть учителем — это огромная привилегия и ответственность. Хотелось бы, чтобы учителя вкладывали в преподавание свое сердце, чтобы могли передать свой энтузиазм ученикам, заложить моральные устои — фундамент будущего общества. Это может сделать только учитель! Вложим нашу душу и сердце в свою работу, и тогда воспитаем душу и сердце своих учеников.

Пожалуйста, глубоко продумайте все затронутые здесь вопросы и тогда, когда вы в следующий раз войдете в класс, вы окажетесь лучшим учителем, чем были прежде, а ваши ученики станут лучше, чем они были до сиx пор.


E-mail
gcon51@pstu.ac.ru
school4@psu.ru









На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz